Новости на КузИнфо (Кузбасский Информационный портал - KuzInfo.ru)

КуZбасс - zaРодину (#куZбасс - #zaРодину)

Прокопьевск. Выставка ГЕНИЙ ПОД ЗОНТИКОМ

Прокопьевск. Выставка ГЕНИЙ ПОД ЗОНТИКОМА после смерти (Мастер скончался в 1998-м) стали сравнивать с Пабло Пикассо, Анри Матиссом, Василием Кандинским, и даже поставили памятник в Красноярске на проспекте Мира.

По словам знавших Поздеева, к славе и деньгам он никогда не стремился. В облике этого Мастера нет ничего богемного (сужу по фотографиям). Наверное, поэтому и памятник получился совсем не монументальным: маленький пожилой человек под зонтиком, похожий на доброго сказочника, с удивлённым, если можно так выразиться, птичьим лицом («Будьте как птицы небесные, не думайте о хлебе насущном»). Кстати, одна из самых запоминающихся работ выставки – «Музыкант» (если не ошибаюсь, это рисунок, выполненный карандашом). Скрипка и смычок будто парят в воздухе, а сам скрипач в чёрном смокинге удивительно напоминает скворца.

Всего в прокопьевской экспозиции, которая занимает весь первый этаж культурно-выставочного центра,  около 30 работ – живопись и графика 60-90-х годов. Искусствоведы отмечают: Поздеева отличает невероятная внутренняя свобода. Он был одновременно философом и ребёнком. Одним его работы казались слишком примитивными, другим, напротив, чересчур «заумными». Но Мастера, похоже, чужие мнения совсем не интересовали: писал, как видел, как чувствовал. Процитирую самого Поздеева: «Художник как личность более индивидуален. Он позволяет себе то, что другие люди, может быть, и не позволяют. Но на нем лежит большая обязанность отдавать себя, каков он есть… Философы мысли - невероятная вещь. А я еще обязан цветом передавать. И я обязан, если я влез в это дело на всю жизнь - а здесь и жизни мало, - всё время совершенствоваться и развиваться до самого последнего дня, сколько мне отпущено судьбою».

Прокопьевск. Выставка ГЕНИЙ ПОД ЗОНТИКОМБыл знаком прежде всего с абстрактными работами Поздеева. На открывшейся выставке больше всего удивили портреты. Особенно изображения людей, которых художник хорошо знал. Причём это личности известные и заслуженные. Одного из своих друзей Поздеев изобразил с зелёной головой и высунутым языком. Профессор-биолог Виктор Черепнин выглядит на картине нелепым мужичком с огромными как блюдца синими глазами, одетым в мешковатые брюки. Писатель Валентин Курбатов напоминает букву «Д» на жёлтом фоне (эта работа явно перекликается с творчеством Казимира Малевича). К левой руке литератора «приклеилась» книжка. Указательный палец правой руки назидательно поднят вверх… И никто на Мастера не обижался. Наоборот, с гордостью рассказывали: «Мне посчастливилось быть знакомым с выдающимся художником…». Поздеев писал о своих портретах: «Все равно человек будет похож, даже не внешне - внутренне, и те, кто его знают, будут узнавать. Не обязательно точно написать глаза, овал лица. Можно выразить это какой-то маской, и будет удивительно похож человек. Вот в чем дело. То есть здесь обнажается очень много, и человек иногда пугается. Пугается того, что увидел художник. Если я не почувствую человека, я не буду писать».

Прокопьевск. Выставка ГЕНИЙ ПОД ЗОНТИКОМ«Детскость» (в хорошем смысле этого слова) присуща и другим работам художникам. Написанный в 80-е годы «Кораблик»: море похоже на тельняшку (параллельные белые и чёрные полосы), а сам кораблик – нечто среднее между якорем и китом. Ещё одно полотно с таким же названием: здесь кораблик как плоская рыба, ныряющая в океан.

Поздеев не только ироничен, но и лиричен. Картина «Любовь» - одно из самых лаконичных художественных высказываний на эту вечную тему. Тьму прорезает огонёк деформировавшейся от тепла свечи, которая своими изгибами напоминает форму женского тела. Возможно, кто-то другой, взявшийся написать такое, скатился бы в пошлость. Но на картине Мастера царят чистота и гармония.

Одна из излюбленных тем Поздеева – натюрморты с цветами. Сходство интересует художника меньше всего. Эти букеты – выражение мировоззрения Поздеева, его философии цвета.

Прокопьевск. Выставка ГЕНИЙ ПОД ЗОНТИКОМЕщё одно свидетельство неординарности мышления мастера – написанный в конце 80-х триптих: «Тигр», «Лошадь», «Тигр и лошадь». Эти произведения заставляют вспомнить работы Пикассо: животные почти распадаются на простейшие геометрические фигуры. Вместе с тем художник каким-то непостижимым образом сумел передать в своих картинах информацию о повадках и даже о характере изображённых зверей…

Считается дурным тоном зазывать читателей на выставку. Но позволю себе отступить от правил. Выставки художников подобного масштаба не так часто случаются в Прокопьевске. На памяти сотрудников «Вернисажа» это вообще первая в нашем городе экспозиция работ Поздеева. Выставка будет работать до конца августа. Так что не поленитесь – загляните.

На втором этаже «Вернисажа» действует ещё две экспозиции. Александр Трофимов представил фотовыставку «…где тайга задумчиво молчит», посвящённую культуре и быту коренного населения Горной Шории. Жители городов, как правило, смотрят на сибирских аборигенов свысока. Дескать, «что с них взять? Дикари неотёсанные!». Трофимов ездит в этнографические экспедиции уже много лет. Он научился понимать и уважать древнюю культуру. С выполненных им фотопортретов смотрят мудрые одухотворённые люди. Кроме фотоснимков представлены вещи, сделанные жителями шорского села Усть-Анзас: туеса, лукошки, веялки; железные стремена и даже настоящий волчий капкан.

По соседству - выставка художника-любителя из Киселёвска Станислава Короткова. Двадцать большеформатных живописных полотен, на которых запечатлена природа юга Кузбасса. Преобладают весенние пейзажи, раскрывающие тему пробуждения жизни. Выставка так и называется – «Пробуждение».

 

Сергей КОВАЛЁВ

Фото из архива КВЦ «Вернисаж»

Publish modules to the "offcanvas" position.

Copyright © 2008-2023. Кузбасский Информационный Портал - KuzInfo.ru

Официальные аккаунты КузИнфо.ру в соцсетях: Одноклассники, ВКонтакте, Яндекс ДзенRutube@ПульсRSS

Instagram и Facebook (Metа) запрещены в РФ за экстремизм.