Новости на КузИнфо (Кузбасский Информационный портал - KuzInfo.ru)

КуZбасс - zaРодину (#куZбасс - #zaРодину)

Сегодня Всемирный день мозга. Можно ли заставить «мыслительный орган» работать продуктивно до глубокой старости?

О том, как правильно тренировать когнитивные функции организма рассказывает врач Областного центра медицинской профилактики Наталья Марьенко.

Сегодня Всемирный день мозга. Можно ли заставить «мыслительный орган» работать продуктивно до глубокой старости?

Интенсивно работающий мозг позволяет не только быть успешным и эффективным в любой деятельности, но и сохранять ясный ум и бодрость до глубокой старости. Давно замечено, что люди, имеющие много интересов, получающие массу впечатлений, решающие сложные интеллектуальные задачи, гораздо дольше остаются активными, у них реже встречаются депрессивные состояния, реже и позже развивается старческое слабоумие. Чем активнее мозг трудится, тем лучше он сохраняется. Самое тяжелое наказание для него - однообразие и негатив.

Какова здесь роль памяти? Тем более сейчас, когда в нашем распоряжении круглые сутки гаджеты, интернет, вся информация доступна? Ответ очень прост: мозг решает поставленную перед ним задачу используя только ту информацию, которой располагает, которая в него «загружена», записана в нейронных сетях. Если она не в памяти, а в телефоне, то ее у Вас нет! Ведь даже обычный номер телефона, принадлежащий близкому другу, вы не помните, хотя при наборе видите его каждый день, и в случае утраты телефона сами этот набор цифр не воспроизведете.

Как правило, на свою память мы обращаем внимание лишь тогда, когда она нас подводит: забыли нужное имя, пин код банковской карты, название кафе, где назначена встреча… А ведь стоило бы задуматься о том, какой волшебный инструмент есть в нашем распоряжении, как наиболее эффективно его использовать и как сохранить его активность на долгие годы.

Память – один из основных «китов», на которых стоит наша интеллектуальная деятельность, позволяющая нам жить в социуме, быть человеком (учиться, работать, решать различные задачи). Видов памяти несколько: зрительная, образная, ассоциативная, слуховая, вербальная, кинестетическая, механическая и смысловая, долго- и кратковременная...

Если вы что-то выучили, оно почти обязательно пригодится. Теоремы или стихи, которые мы зубрим в школе, не только формируют в мозгу связи, на базе которых позже будет развиваться интеллект, но и привычку учиться. Она очень облегчит жизнь позднее, при освоении профессиональных навыков.

А сложные интеллектуальные задачи иногда могут быть решены при помощи совершенно неожиданных вещей: с помощью когда-то выученного стихотворения, нотного ряда или правил смешения красок. Так, инженеры, архитекторы часто воспроизводят в своих разработках образы природы. Например, форма подводной лодки напоминает форму тела китов и дельфинов, а ведь когда-то их пытались строить похожими на парусные корабли.

Так что необходимость развития, укрепления и активного использования памяти очевидна.

В настоящее время существует множество методов, позволяющих увеличить КПД заучивания (это и мнемотехники, и инфокарты, и прочие приемы). Но самой надежной по-прежнему остается классика.

Использовать при освоении нового материала желательно все. Чем больше нейронов будет задействовано для фиксации информации, чем плотнее сеть связей между ними, тем дольше информация сохранится, и тем больше возможных вариантов решения поставленной задачи может быть сгенерировано.

Как же эффективно «загружать» информацию в мозг?

- Механическое заучивание, зазубривание материала без вникания в смысл приводит к тому, что через час Вы будете помнить около половины информации, спустя 10 часов – треть, а через неделю - в лучшем случае 20% выученного материала. Информация же, в суть которой Вы вникли, поняли останется надолго и будет легко воспроизводиться при необходимости. Кроме того, поняв смысл изучаемого материала, Вы запомните его в 10 раз быстрее.

- Материал нужно осваивать постепенно, порциями с промежутками между занятиями, а не целиком. В ночь перед экзаменом выучить китайский язык невозможно. Скорее, забудете даже то, что знали! При освоении нового мозг меняется в буквальном смысле физически, и, если переутомится, просто «отключится».

- Повторение – мать учения! Метод интервальных повторений поможет запомнить информацию любых объемов. Если Вам необходимо быстро выучить стих или подготовиться в авральном режиме к экзамену, используйте следующий алгоритм повторений:

* Первое: непосредственно в день заучивания (повторите весь материал 1-2 раза);

* Второе: через 2-3 дня;

* Третье: через неделю.

* Далее повторять изучаемый материал (ключевые моменты, тезисы) ежедневно, но уделять этому не больше 15 – 20 минут, чтобы не перегружать мозг.

Для лучшего усвоения материал рекомендуется не просто перечитывать, а извлекать из памяти, то есть вспоминать, подглядывая в источник или конспекты.

Попробуйте объяснить непонятные или трудно запоминающиеся моменты кому-либо. Если материал кому-то объяснять, эффективность запоминания увеличивается в разы.

Проговорите информацию на диктофон и прослушайте. В процессе такого изложения мозг автоматически будет подбирать формулировки, а при прослушивании заметите слабые места.

Используйте сравнения, визуализацию (сопровождайте записи схемами, графиками, рисунками). Помните о том, что 90% информации мы воспринимаем посредством зрения.

Задействуйте все органы чувств. Конспектируя материал, который необходимо выучить, выписывайте основные тезисы от руки, выделяйте важную информацию с помощью контрастного цвета, используйте списки и нумерацию. Это поможет не только запомнить материал, но и при необходимости быстро освежить в памяти основные моменты.

Применяйте мнемонические фразы: все мы с детства знаем, что цвета радуги можно правильно перечислить, вспомнив о том, что "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан".

Визуализируйте: чертите схемы, диаграммы, графики, создавайте целые картины, пусть даже понятны они будут только Вам. Вообще ассоциативные связи, являющиеся основой мнемотехник, это мощное подспорье при запоминании.

Важно во время заучивания делать перерывы на 5-7 минут каждые полчаса, ведь мозгу необходим отдых. Выпить чаю или сделать несколько упражнений для разминки.

Мозг наиболее активен в период с 8.00 до 12:00 и с 18 до 22:00. К тому же во время сна осуществляется синтез информации, поэтому повторяемый перед сном материал запоминается лучше.

Гуляйте на свежем воздухе. Это усилит кровообращение, обогатит мозг кислородом и питательными веществами, что положительно скажется на работоспособности мыслительного аппарата. Не забывайте о рациональном питании.

После заучивания поспите. Даже получасовой сон значительно повышает эффективность запоминания материала.


Для справки

Всемирный день мозга отмечают с 2014 года, дата 22 июля выбрана не случайно. В этот день в 1957 г. в столице Бельгии была основана Всемирная федерация по неврологии. Сейчас в федерацию входят свыше 120 профессиональных ассоциаций неврологов всех стран. Неврология занимается изучением и лечением болезней нервной системы и мозга человека. Старается найти способы сохранения ясного ума до конца жизнедеятельности человека.

Ежегодно Федерация определяет тематику следующего года, которая будет преобладать на всех мероприятиях.

Тема Дня мозга 2020 г. — мигрень, неизлечимое заболевание неясной этиологии, проявляющееся приступами сильнейшей головной боли. Мигрень — это первичная форма головной боли, симптомами которой являются периодические приступы головной боли средней и высокой интенсивности. Головная боль, как правило, локализована в одной половине головы, имеет пульсирующий характер и длится от 2 до 72 часов.

Publish modules to the "offcanvas" position.

Copyright © 2008-2023. Кузбасский Информационный Портал - KuzInfo.ru

Официальные аккаунты КузИнфо.ру в соцсетях: Одноклассники, ВКонтакте, Яндекс ДзенRutube@ПульсRSS

Instagram и Facebook (Metа) запрещены в РФ за экстремизм.