Согласно ещё действующему закону, администрация области вправе решать, какую часть выручки должны отчислять энергоснабжающие организации Кузбасса на специальный банковский счёт, откуда потребителям электричества и тепла впоследствии область компенсирует мероприятия по переходу на технологии, позволяющие экономить энергию (например, дорогостоящую замену котлов). Определять порядок, как консолидировать и тратить эти деньги, также дозволяется на уровне региона.
На основании указанного закона Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области включала отчисления на энергосбережение (1 процент от необходимой валовой выручки энергоснабжающих организаций) в структуру тарифов - стоимость, за которую производителям надлежит продавать, а потребителям покупать энергию.
Однако в 2009 году в федеральном законодательстве произошли изменения, и непосредственное финансовое регулирование заменено иными полномочиями регионов. Чтобы обеспечить эффективность потребления и расходования энергии, органы власти теперь могут, например, разрабатывать и реализовывать соответствующие программы, устанавливать при определении тарифов на энергию требования энергоёмкости, информировать о том, что и как позволяет экономить тепло и электричество и так далее. Но устанавливать отчисления на энергосбережение и порядок их использования они уже не вправе.
Тем не менее, в Кузбассе продолжали действовать устаревшие положения с прежней, теперь уже завышенной сферой компетенции, что и выявила прокуратура.
По результатам проверки прокуратура принесла на областной закон протест, в котором потребовала от Совета народных депутатов Кемеровской области отменить незаконный нормативно-правовой акт.