Сегодня наш рассказ об актрисе Анне Соколовой. Для неё уж точно «весь мир театр»: артисты окружают её не только на работе, но и дома.
Один из самых оригинальных спектаклей в текущем репертуаре Прокопьевского драматического - гоголевская «Женитьба», поставленная Владимиром Вейде. Режиссёр довёл до логического завершения гротескность пьесы: персонажи спектакля в какой-то степени напоминают цирковых артистов, и на сцене появляются с нелепыми накладными носами. Ближе к финалу становится понятно - это печальные, трагические клоуны. А Анна Соколова - исполнительница роли Агафьи Тихоновны, невесты - грустная клоунесса.
- Не удалось и повеселиться мне девическим состоянием, и двадцати семи лет не пробыла в девках, - печалится, как и положено невесте, Агафья-Соколова, мечтая о предстоящем браке.
Эта героиня ни возрастом, ни комплекцией не напоминает девушку на выданье. Тем печальнее видеть, как все её романтические надежды на счастливый брак пошли прахом…
Сегодня Анна Соколова - одна из ведущих актрис Прокопьевской драмы. За пятнадцать лет сыграны десятки ролей: от хрупкой мечтательной Лауры (спектакль «Стеклянный зверинец») до грубоватой, циничной, но по-своему обаятельной содержательницы публичного дома Селистины («Дон Жуан, или любовь к геометрии»).
А начиналась её «жизнь в искусстве» довольно скромно. После первых спектаклей, которые проходили при участии Соколовой, она и не думала кланяться публике. Прежде чем поступить на актёрский факультет, Анна Альбертовна два года отработала в реквизиторском цехе Прокопьевского драмтеатра. В спектакле «Царевна-лягушка» отвечала за волшебное преображение. Один из персонажей - медведица по имени Таня - на глазах изумлённой публики превращалась в прекрасную девушку. Сцена озарялась снопом пламени. Техническое обеспечение волшебства было несложным. В консервную банку ставилась свеча. На дно насыпали легко воспламеняющийся порошок горчичного цвета. В банку через отверстие заводился конец трубки, в которую оставалось только дунуть в нужный момент. Порошок поднимался вверх, и образовавшееся облако ярко и эффектно вспыхивало. Волею случая, Анне Соколовой довелось поучаствовать в этом чуде и в другом качестве - на нескольких показах ей доверили заменить актрису, исполнявшую роль той самой медведицы.
- Перетряслась жутко, - вспоминает актриса о своём дебюте.
Анна Альбертовна родилась в актёрской семье. Много лет на сцену Прокопьевского драматического выходили её родители. Они, кстати, не были артистами по образованию. Мать - Лариса Николаевна - играла в Киселёвском любительском театре. Один из спектаклей посмотрела высокая комиссия. Талантливую актрису забрали в театр профессиональный - Новокузнецкий драматический. Здесь Лариса Николаевна (тогда ещё Волкова) встретила своего будущего мужа - Альберта Яковлевича Соколова. Соколовы несколько лет служили в театрах разных городов. Появилась на свет дочь Анна. В 1979-м обосновались в Прокопьевске. (К слову, Альберт Яковлевич и прежде - ещё до Новокузнецка - работал в Прокопьевской драме. Выходил на сцену вместе с актёрами, позднее ставшими легендами, а тогда ещё совсем молодыми - Антониной Хлебниковой и Петром Федченко.) Чету Соколовых для начала… записали в каторжане. Один из первых спектаклей, в котором оба были заняты - «Леди Макбет Мценского уезда» по Лескову. Они играли в массовке, и, когда главную героиню везли на каторгу, появлялись перед зрителями в костюмах арестантов.
Эпизоды, сыгранные комедийным актёром Альбертом Соколовым, иногда запоминались больше, чем заглавные роли других артистов в этих спектаклях. Так было, например, в «Игре любви и случая». Альберт Яковлевич играл слугу. У его персонажа не было ни одной реплики. Но публика аплодировала Соколову, не жалея ладоней. После смерти артиста на роль вводились его коллеги, однако им не удалось даже приблизиться к такому успеху.
Лариса Соколова - разноплановая острохарактерная актриса. Уже её первая большая работа в Прокопьевском драматическом - роль Феоны в спектакле по Островскому «Правда хорошо, а счастье лучше» - покорила зрителей. И в последние годы жизни Лариса Николаевна работала с тем же азартом, что и в молодости. Публика специально приезжали из других городов, чтобы посмотреть на Соколову-старшую в спектаклях «Пока она умирала» и «Моя дорогая Памелла» (поставлены в 1998-м и 1999-м соответственно).
- Оба не ходили по кабинетам директоров и режиссёров, ничего для себя не просили, - рассказывает Анна Соколова о своих родителях. - В этом отношении я тоже в них. Советовала маме: «Написала бы ты заявку на роль, что в этом такого?» - «Нет, в очереди за ролями стоять не буду! Это унизительно. Если режиссёр меня в этой роли не видит, напрашиваться не пойду».
По словам Соколовой, мать и отец не были белоручками. Мать шила, вязала и, что уж совсем не вяжется с обывательскими представлениями об актрисах, умела и любила готовить. Отец мог и проводку починить, и крышу перекрыть; даже сам скручивал дратву, которой подшивал дочери валенки. Был у Альберта Яковлевича ещё один талант, очень пригодившийся во второй половине 80-х, когда в СССР наступила эпоха тотального дефицита. Он умудрялся договариваться, «выбивать» пайки для актёров, отправляющихся на гастроли. Снабжал их продуктами по тем временам просто раритетными, например, растворимым кофе и копчёной колбасой. Артист не унывал не только на сцене, но и в жизни.
- После того как папа умер, - вспоминает Анна Соколова - коллеги, хорошо его знавшие - Алевтина Серебрякова, Валентина Яворская - долго не могли успокоиться: «Нам кажется, Алик (так они называли Альберта Яковлевича) вот-вот войдёт в курилку и расскажет свежий анекдот»…
Альберт Яковлевич и Лариса Николаевна узнали о решении дочери пойти по их стопам, когда обнаружили в почтовом ящике письмо, в котором перечислялись требования к абитуриентам (Анна Альбертовна предварительно списалась с театральным институтом). К вступительным экзаменам готовилась самостоятельно. Для Соколовой это было принципиально. Двадцать лет спустя история повторилась. Елизавета Жуйкова - дочь актёров Сергея Жуйкова и Анны Соколовой - поступила на актёрское отделение Прокопьевского колледжа искусств. И снова для родителей это стало полной неожиданностью. И снова абитуриентка без помощи папы и мамы решала, что будет читать на экзаменах.
- Муж был не очень доволен, а я отнеслась спокойно, - комментирует Соколова. - Если и младшая дочь решит стать актрисой - возражать не буду. Не вижу в этой профессии ничего страшного. А все разговоры про распущенность актёров это только разговоры. Ведь всё от человека зависит.
газета «Вита+»
Сергей КОВАЛЁВ