С помощью этой меры депутаты хотят защитить госсобственность и снизить риск коррупционных схем с участием офшорных компаний.
Иностранным фирмам хотят запретить покупать государственные земельные участки. Речь идет о компаниях, уставной капитал которых более чем на 10% принадлежит организациям, не зарегистрированным на территории России. Законопроект с соответствующими поправками в федеральное законодательство — Земельный кодекс РФ и Гражданский кодекс РФ — подготовил депутат заксобрания Санкт-Петербурга Андрей Анохин.
«Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не могут быть предоставлены в собственность юридических лиц, уставный капитал которых более чем на 10% принадлежат организациям, не зарегистрированным на территории РФ», говорится в законопроекте.
Законопроектом также предполагается возможность отбирать земли, которые иностранные компании уже выкупили у государства. Речь идет о тех случаях, когда земельные участки используются не по целевому назначению, а также когда при застройке нарушаются градостроительные и строительные нормы и правила. Для этого депутат предлагает дополнить ст. 263 ГК РФ «Застройка земельного участка».
«Если указанные в части 1 настоящей статьи действия не были совершены на земельном участке, собственником которого является юридическое лицо, уставный капитал которого более чем на 10% принадлежит организациям, не зарегистрированным на территории РФ, то земельный участок подлежит изъятию», — сказано в документе.
В пояснительной записке отмечается, что законопроект разработан в целях «дополнительной гарантии защиты прав граждан и интересов государства при приобретении земельных участков юридическими лицами, часть уставного капитала которых принадлежит иностранным компаниям».
— Я считаю, что иностранные компании не выстраивают свой бизнес в интересах нашего государства, в интересах федерального закона. К тому же офшорный бизнес провоцирует развитие коррупции, когда за офшорами скрываются лица, которые не имеют права заниматься бизнесом, — говорит депутат Анохин. — Я не говорю о тотальном запрете на присутствие офшоров или изменении инвестиционного климата. Всё же Россия, наоборот, позиционирует себя как страну, открытую для иностранных инвестиций. Однако категорически нельзя продавать госимущество тем организациям, где решающую роль играют иностранцы. К тому же всю землю, которая уже скуплена иностранными компаниями, нужно возвращать государству, чтобы не допускать ситуацию, при которой заводы и другие активы простаивают.
Анохин пояснил, что необходимость ограничения покупательной способности офшорных компаний возникла после скандальной истории в Санкт-Петербурге.
— Территория на углу Сытнинской и Кронверкской улиц, на которой были найдены захоронения первых строителей Санкт-Петербурга, была продана с официальных торгов, видимых нарушений не было. По сведениям историков, ранее на этом месте находилась лютеранская церковь и проводились массовые захоронения. При этом сейчас речь идет о том, что на этом участке собственником запланировано строительство. В то время как по закону использование территории места погребения разрешается только под зеленые насаждения, ни в коем случае не под строительство зданий, — рассказывает Анохин. — Сейчас на этом участке строительство не ведется, однако всё равно непонятно, что будет дальше. На мои обращения по включению участка в зону зеленых насаждений общего пользования комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга говорит о том, что как к объекту частной собственности это неприменимо.
По данным депутата большая же часть уставного капитала компании-покупателя принадлежит фирме, зарегистрированной на Британских Виргинских островах.
— Компания офшорная, по имеющимся данным невозможно установить, кто является хозяином. При этом планы владельца по застройке территории напрямую идут вразрез с действующим законодательством. А кто за этим стоит, непонятно, — возмущается депутат.
Сейчас, согласно п. 3 ст. 15 Земельного кодекса РФ, «иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается президентом». Более жесткие условия установлены в отношении земель сельскохозяйственного назначения. По закону об обороте земель сельскохозяйственного назначения иностранным гражданам и юрлицам, а также юрлицам, доля в уставном капитале которых принадлежит более чем 50% иностранным компаниям, запрещается владеть землей сельскохозяйственного назначения, они могут ее использовать только на праве аренды.
По мнению профессора Института современного развития Алексея Скопина, борьба с присутствием офшорных компаний в России необходима.
— Во всем мире идет борьба с офшорными компаниями, в том числе в Европе, в Штатах. Причина в том, что офшорная фирма практически ни за что не отвечает, владельца установить крайне трудно, судебное преследование невозможно, а также такие компании не платят налоги, — говорит он. — Практически весь крупный бизнес в России имеет офшорные компании, чтобы минимизировать базу налогообложения. К тому же в основном офшоры создают чиновники, чтобы была возможность отмывать деньги. Поэтому необходимо максимально сокращать деятельность офшорных компаний в стране.
Также Скопин отметил, что офшорные компании практически не заинтересованы в развитии и повышении эффективности приобретаемых объектов госсобственности.
— Смысл любой скупки с позитивной точки зрения — повышение эффективности использования этой недвижимости. Однако максимум, что можно ждать от офшора, — перепродажа или деление объекта на мелкие части. То есть собственность будет использована менее эффективно, чем могла бы быть использована государством, — говорит он.
Главный научный сотрудник Института экономики РАН Никита Кричевский считает, что изъятие земли у иностранных компаний противоречит Конституции.
— Этот законопроект антиконституционный, он нарушает права собственности. Непонятно, почему именно иностранные компании должны быть наказаны за нецелевое использование, — сказал он.
К крупнейшим компаниям, зарегистрированным в России и принадлежащим иностранным юридическим лицам, относятся «Ашан» (владельцы Франция и Нидерланды), «Метро Кэш энд Керри» (Нидерланды), «Фольксваген Груп Рус» (Германия, Чехия, Люксембург), «Филип Моррис» (Греция), табачная компания JTI (Германия).
Руководитель по корпоративным и внешним коммуникациям «Метро Кэш энд Керри» Оксана Токарева отметила, что действие закона, при условии его принятия, будет распространятся на компанию.
— Но давать оценку последствиям влияния такого закона на наш бизнес можно только после детального ознакомления с положениями законопроекта, — сказала она.
Другие компании на запрос «Известий» не ответили.
Напомним, что летом этого года вступили в силу поправки в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которые запретили офшорным компаниям участвовать в госзакупках. Согласно приказу Минфина, офшорными зонами для России считаются 42 государства — в том числе Британские Виргинские острова, Лихтенштейн, Малайзия, ОАЭ и пр.