Консервы затрудняют пищеварение

Наночастицы оксида цинка на внутренней стороне консервных банок снижают способность тонкого кишечника всасывать питательные вещества.

Консервы затрудняют пищеварение

Результаты исследования сотрудников отделения биомедицинской инженерии Бингхэмтонского университета (США) опубликованы в журнале Food and Function.

Оксид цинка (ZnO) добавляют в выстилающий консервные банки внутренний слой из-за его антимикробных свойств, а также чтобы предотвратить коррозию. Наночастицы ZnO при этом попадают в консервированные продукты, однако до сих пор было неясно, в каких количествах, и какие последствия это может иметь для здоровья.

Исследователи с помощью масс-спектрометра изучили химический состав консервированных продуктов с изначально низким содержанием цинка — кукурузы, тунца и спаржи. Оказалось, что каждая порция этих продуктов содержит примерно в сто раз больше цинка, чем рекомендованная дневная доза. Затем в лаборатории ученые подвергли живые всасывающие клетки слизистой оболочки человеческого тонкого кишечника воздействию тех доз наночастиц оксида цинка, которые могут попадать в пищеварительный тракт с консервированными продуктами.

Эксперименты показали, что наночастицы ZnO сокращают число микроворсинок на поверхности клеток кишечного эпителия. Таким образом уменьшается площадь клеточной поверхности, что приводит к снижению способности тонкого кишечника всасывать питательные вещества, поступающие с пищей.

Кроме того, наночастицы провоцируют воспалительную реакцию в кишечнике, что приводит к росту его проницаемости, а значит, повышается риск проникновения в кровь нежелательных веществ.

Поскольку исследование было проведено в лаборатории, пока невозможно точно сказать, какие долговременные последствия может иметь регулярное потребление консервированных продуктов для здоровья. Ученые проводят эксперименты на животных, и уже обнаружили, что наночастицы оксида цинка действительно негативно действуют на работу кишечника и его бактериальную микрофлору.