Ученые пытаются помочь космическому кораблю Gaia после встречи с метеоритом

Многие приборы аппарата уже не воскресить, но теперь у него изменено программное обеспечение. Если новых проблем не будет, Gaia сможет спокойно завершить свою миссию через полтора года.

Ученые пытаются помочь космическому кораблю Gaia после встречи с метеоритом

Европейское космическое агентство наконец-то смогло вернуть аппарат Gaia к его рутинной работе по изучению Млечного Пути. Совсем недавно он подвергся «атаке» метеорита, который пробил защитный экран и пропустил через него заряженные солнечные частицы. В результате техническая часть не смогла нормально функционировать, а датчики вышли из строя, что привело к тысячам ложных обнаружений звезд и поставило миссию под угрозу.

Напомним, что основная цель Gaia — находится в точке Лагранжа L2, в более 1,5 миллиона километров от Земли, чтобы создавать 3D-карту отдельных звезд Млечного Пути. Такое расположение выбрано не случайно, ведь именно там объединяются гравитационные силы нашей планеты и Солнца, образуя стабильную орбиту.

«Обычно Gaia отправляет на Землю более 25 гигабайт данных в день. Но этот объем был бы на порядок больше, если бы бортовое программное обеспечение не устраняло ложные обнаружения звезд. Недавний инцидент нарушил весь процесс. В результате космический аппарат начал генерировать огромное количество новых данных, которые перегрузили наши системы»

Эдмунд Серпелл
Инженер по эксплуатации космического аппарата Gaia

К сожалению, команда Европейского космического агентства не могла ничего сделать с технической частью. Но она внесла изменения в программное обеспечение, чтобы сохранить работу космического аппарата. Так был изменен порог, при котором найденный объект классифицируется как звезда. Теперь в таком режиме Gaia продолжит функционировать до конца 2025 года, пока не закончится газ в двигательной установке.

Gaia запустили с Земли еще в 2013 году и, изначально, его миссия должна была окончиться через 6 лет пребывания в космосе. Теперь же счетчик перевалил за десятилетие. За это время аппарат зафиксировал самые старые звезды Млечного Пути возрастом более 12,5 миллиардов лет. Кроме того его приборы помогли определить время слияния нашей галактики с соседней — Андромеды. Колоссальное столкновение произойдет через 4,5 млрд лет.

Интересный факт. А вы знали, что можно услышать космические гравитационные волны? Конечно, не просто так. Команда специалистов из Audio Universe превратила научные данные в звук, из-за чего получилась запись на 1,5 минуты с писком, щелчками и эффектом лопающихся пузырьков.