Новости на КузИнфо (Кузбасский Информационный портал - KuzInfo.ru)

КуZбасс - zaРодину (#куZбасс - #zaРодину)

Эпоха великого театра закончилась вместе с кончиной Любимова

 

Основатель московского Театра на Таганке, режиссер Юрий Любимов скончался в Боткинской больнице в Москве в воскресенье на 98-ом году жизни. Коллеги, друзья и почитатели таланта Любимова вспоминают о режиссере, как о революционере и новаторе, «человеке-эпохе, без которого невозможно представить историю нашей культуры».

Эпоха великого театра закончилась вместе с кончиной Любимова

Соболезнования в связи со смертью режиссера выразили президент России Владимир Путин и премьер Дмитрий Медведев. По словам главы государства, огромный талант Любимова будут дальше нести многие блистательные российские актеры, которые являются его учениками.


«Человек — эпоха, человек — вселенная»

По мнению министра культуры РФ Владимира Мединского, имя Любимова навсегда останется символом свободы и новаторства.

«Ушел Юрий Любимов. Человек-эпоха, человек-вселенная, без которого невозможно представить историю нашей культуры. Еще недавно мы поздравляли Юрия Петровича с днем рождения. И вот вынуждены прощаться. “Бесконечно талантливый человек, гений, подаривший нам бесценное наследие — своих учеников и творчество, теперь уже принадлежащее истории, но всегда актуальное. Вечная память!”, — цитируют в пресс-службе Минкультуры слова Мединского.

По словам мэра Москвы Сергея Собянина, “великий режиссер, актёр и педагог” Любимов внес огромный вклад в развитие отечественного и мирового театра. С его именем связан расцвет московского Театра на Таганке, а также “воспитание целой плеяды выдающихся актёров, продолжающих сегодня дело легендарного наставника”.

“Богатое творческое наследие Юрия Петровича Любимова наполнено яркими и новаторскими постановками высочайшего художественного и нравственного уровня, которые принесли ему искреннюю любовь миллионов зрителей в нашей стране и за рубежом”, — говорится в сообщении, опубликованном на сайте правительства Москвы.


Театр на Таганке скорбит о мастере

Более 80 лет жизни народного артиста РФ Юрия Любимова связано с театром и полвека с его родным детищем — знаменитым Театром на Таганке. Именно на сцене этого театра были созданы сценические шедевры выдающегося режиссера современности, создавшего “спектакли, явившие собой художественные вершины мирового театра ХХ века”.

Началось все с “Доброго человека из Сезуана” Бертольда Брехта, которым Театр на Таганке открылся в 1964 году. “Спектакль так хорош, — писали рецензенты тех лет, — что он равноценен во всех своих частях и во всех исполнителях. Здесь нет премьеров, здесь есть коллектив. А ведь именно с этого начинается настоящий театр”. В Театр на Таганке было невозможно достать билеты. Любимовские постановки “Десять дней, которые потрясли мир”, “Антимиры”, “Павшие и живые”, “А зори здесь тихие”, “Мастер и Маргарита”, “Гамлет” с Владимиром Высоцким гремели на всю Москву и вошли в историю российского театра.

Театр на Таганке, который сейчас на гастролях в Крыму, узнав трагическую весть о кончине режиссера Юрия Любимова, глубоко скорбит, как и весь российский народ, сообщил РИА Новости директор театра Владимир Флейшер.

“Уход такого гиганта, человека-легенды, аналогов которому нет, горе для всех, не только для нашего театра. Удивительно, но вчера на заключительном спектакле в Крыму мы сыграли его „Доброго человека из Сезуана“. Вот так нам было подсказано сверху”, — сказал Флейшер.

По его словам, сейчас в театре вывешен портрет Любимова, готовится выставка его спектаклей, чтобы люди могли “прийти поклониться великому режиссеру”.

Ведущий актер Театра на Таганке, заслуженный артист России Анатолий Васильев отметил, что Любимов был “человек сложный, но гении не сложными не бывают”. “Про его (Любимова) режиссуру говорят его работы, великие работы. Конечно, он оставил колоссальный след в истории театра — это безусловно, это никем не оспаривается”, — сказал Васильев.


“Фейерверк на долгие годы”

По мнению художественного руководителя театра “Ленком”, режиссера Марка Захарова, своим студенческим спектаклем “Добрый человек из Сезуана” Любимов “вывел российский театр на какую-то новую орбиту, эстетическую и политическую”.

“Он произвел тогда огромное впечатление и на критику, и на зрителей. И создание театра на Таганке — это акция, которая останется на долгие годы, это особая веха в нашем развитии. Любимов был замечательный человек, он обладал необыкновенным организационным даром, он умел и привлекал вокруг себя интереснейших людей страны. Я глубоко скорблю”, — сказал Захаров.

Он отметил, что не раз общался с Любимовым, делился с ним своими размышлениями о театре. “Любимов — человек, которого будут очень долго помнить. Его вклад в нашу российскую культуру многоценен. Это был такой фейерверк на долгие годы”, — добавил он.

Для художественного руководителя театра Et Cetera Александра Калягина Любимов был первым учителем. “После Щукинского училища, где я учился, сразу попал в Театр на Таганке. Была молодая труппа, и Юрий Петрович нам всем говорил: „Не должно быть довольства собой, вы не должны успокаиваться, необходимо все время стремиться к совершенствованию. Я до сих помню, как он произносил слово: ‘каботинство’ (стремление к артистической славе, блеску), как он предостерегал нас, молодых, от этого разъедающего актерского порока“, — рассказал Калягин.

Он добавил, что уход великого гражданина — невосполнимая потеря, которая знаменует собой завершение великой эпохи отечественного театра.


„Великий гражданин“

Вдова писателя Александра Солженицына Наталия Солженицына также отметила, что Любимов „был великим гражданином и великим режиссером“.

„Он прожил очень долгую жизнь, ровесник революции, он родился в 17-м году, и на его долю упали многие страшные события, которые случались в нашей стране за этот 20-й век, даже в начале 21-го, который тоже дался нелегко“. „Он отстаивал свое дело, отстаивал свой театр. Пусть земля ему будет пухом“, — сказала Солженицына.

По мнению спецпредставителя президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаила Швыдкого, в том что Любимов был ровесником Октябрьской революции, „заключен какой-то странный, магический смысл, потому что он был абсолютно плоть от плоти истории России 20 века“.

„Он был одновременно революционером от театра и революционером вообще в художественном творчестве“. „В фойе его театра висело четыре портрета — Станиславский, Вахтангов, Мейерхольд и Брехт. Он был человеком действительно политического мышления театрального, как Брехт, человеком необычайной театральной фантазии, как Станиславский и Вахтангов, он был человеком острых художественных решений, монтажа аттракционов, как Мейерхольд“, — добавил Швыдкой.


Прощание с режиссером

Гражданская панихида и прощание с режиссером Юрием Любимовым состоится в среду в 10.00 в Государственном академическом театре им. Вахтангова, после чего его похоронят на Донском кладбище, сообщил РИА Новости в воскресенье директор театра Кирилл Крок.

В театре им. Вахтангова Любимов долгие годы проработал актером и поставил один из своих последних спектаклей — „Бесы“ по роману Достоевского.

Расходы и вопросы по организации похорон возьмет на себя Департамент культуры Москвы, сообщил РИА Новости глава департамента Сергей Капков.


Биография Юрия Любимова

Режиссер, актер, педагог, народный артист России Юрий Петрович Любимов родился 30 (19 по старому стилю) сентября 1917 года в городе Ярославле.

В 1934 году Любимов поступил в Студию МХАТ-2, на сцене которого сыграл свою первую роль (спектакль „Мольба о жизни“ Жака Дюваля), а в 1936 году был принят в Театральное училище при Театре имени Евгения Вахтангова. После окончания студии он начал работать в этом же театре, но вскоре был призван в армию. С 1941 года по 1946 год служил артистом Ансамбля песни и пляски НКВД.

После демобилизации Любимов вернулся в Театр имени Вахтангова и с 1946 года по 1964 год был ведущим артистом этого театра. На его сцене он сыграл более 30 ролей: Олег Кошевой („Молодая гвардия“), Шубин („Накануне“), Крис („Все мои сыновья“), Сирано („Сирано де Бержерак“), Тятин („Егор Булычев и другие“), Бенедикт („Много шума из ничего“), Валентин („Два веронца“), Треплев („Чайка“), Ромео („Ромео и Джульетта“), Моцарт („Маленькие трагедии“).

Дебют Юрия Любимова в кино состоялся в 1941 году — в фильме „Цветные новеллы“ режиссера Александра Мачерета. Всего же он снялся в 18 фильмах и трех фильмах-спектаклях, в том числе „Дни и ночи“ (1945), „Беспокойное хозяйство“ (1946), „Робинзон Крузо“ (1947), „Кубанские казаки“ (1950), „Три встречи“ (1950), „Белинский“ (1953), „На подмостках сцены“ (1956), „Много шума из ничего“ (фильм-спектакль, 1956), „Человек с планеты Земля“ (1959), „Каин XVIII“ (1963) и др.

Первый режиссерский опыт Юрия Любимова относится к 1959 году, когда он поставил пьесу Александра Галича „Много ли человеку надо“ на сцене Театра им. Вахтангова.

В 1953 году Любимов стал преподавателем Театрального училища имени Б. Щукина. В 1963 году со студентами училища он поставил спектакль „Добрый человек из Сезуана“ Бертольда Брехта, который стал началом истории легендарного Театра на Таганке. Ядро труппы составили студенты, игравшие в этом спектакле, а Юрий Любимов стал его художественным руководителем и режиссером.

В Театре на Таганке он поставил около 50 спектаклей, среди которых „Гамлет“, „А зори здесь тихие…“, „Павшие и живые“, „Пугачев“, „Жизнь Галилея“, „Послушайте“, „Мастер и Маргарита“, „Дом на набережной“, „Борис Годунов“, „Шарашка“, „Электра“, „Самоубийца“, „Медея“, „Хроники В. Шекспира“, „Евгений Онегин“ и др.

В этот период режиссер поставил несколько драматических спектаклей и за рубежом: „Десять дней, которые потрясли мир“ по книге Джона Рида (1975, Гавана, Куба), „Преступление и наказание“ по Федору Достоевскому (1978, Театр Вигсинхаз, Будапешт, Венгрия), „Обмен“ по Юрию Трифонову (1979, Театр Сиглигеты, Сольнок, Венгрия), „Трехгрошовая опера“ по Бертольду Брехту (1981, Национальный театр, Будапешт) и др.

В марте 1984 года Юрий Любимов был освобожден от должности художественного руководителя Театра на Таганке, а 11 июля 1984 года указом Президиума Верховного Совета СССР лишен советского гражданства. Этому решению властей предшествовало годами копившееся напряжение, постоянные нападки на театр, запрет спектаклей „Владимир Высоцкий“, „Борис Годунов“, запрет репетиций „Театрального романа“. Все это заставило режиссера пойти на обострение отношений c властью.

Любимов уехал за рубеж, где продолжал работать; он поставил спектакли „Преступление и наказание“ Достоевского (удостоен высших театральных премий, в том числе в Австрии — Премии Иозефа Кайнца), „Бесы“ по роману Достоевского (лондонский театр Альмида), в стокгольмском Королевском драматическом театре поставил спектакли „Пир во время чумы“ и „Мастера и Маргариту“ и др.

На тот же период пришелся ряд самых престижных премий Юрия Любимова в области оперного искусства: он неоднократно признавался лучшим оперным режиссером в Италии, Германии, Англии, Швейцарии. Спектакли по русской и мировой оперной классике, а также по современным зарубежным операм заставили говорить о Любимове как о крупнейшем реформаторе оперы в XX веке. Среди оперных постановок Юрия Любимова — „Дон Джованни“ Моцарта (Будапештская опера), „Четыре грубияна“ Вольфа-Феррари (Мюнхен), „Лулу“ Берга (Турин), „Саламбо“ Мусоргского (Неаполь, театр Сан Карло и Париж, Гранд Опера), „Енуфа“ Яначека (Оперный театр Цюриха, Швейцария, и театр Ковент Гарден, Лондон) и др. Всего он создал более 20 оперных постановок на лучших сценах мира.

23 мая 1989 года Юрию Любимову было возвращено советское гражданство, а его имя как художественного руководителя и постановщика спектаклей вновь появилось на афишах Таганки.

После возвращения в страну им были поставлены спектакли „Пир во время чумы“ (по „Маленьким трагедиям“ Пушкина), „Самоубийца“ по Эрдману, „Электра“ по Софоклу, „Живаго (Доктор)“ по Пастернаку, „Медея Еврипида“ по Еврипиду, „Подросток“ и „Братья Карамазовы“ по Достоевскому, „Марат-Сад“ по Вайсу, „Шарашка“ по Солженицыну, „Хроники“ по трагедиям Шекспира, „Евгений Онегин“ по роману Пушкина, а к тридцатипятилетию театра на Таганке восстановлен спектакль „Добрый человек из Сезуана“. В мае 2011 года состоялась премьера спектакля „Маски и души“.

Одновременно режиссер продолжал работу за рубежом. Поставил спектакли „Подросток“ по Федору Достоевскому и „Комедианты“ по Александру Островскому в хельсинкском Национальном театре; „Чайка“ по Антону Чехову и „Кредиторы“ по Августу Стриндбергу — в афинском театре Дионисия; „Птицы“ (по фрагментам пьесы Аристофана, Театральный фестиваль в Дельфах); „Вишневый сад“ по Антону Чехову — в театре Кати Дандулаки, Афины. Создавал оперные постановки „Леди Макбет Мценского уезда“ на музыку Дмитрия Шостаковича (Штатсопер, Гамбург); „Пиковая дама“ Петра Чайковского (Штатсопер, Карлсруэ; Штатсопер, Бонн); „Любовь к трем апельсинам“ Сергея Прокофьева (Штатсопер, Мюнхен); „Набукко“ Джузеппе Верди (Штатсопер, Бонн).

В июне 2011 года на гастролях Таганки в Чехии произошел конфликт режиссера и труппы, которая потребовала выплаты денег перед публичной репетицией. После этого Любимов заявил, что покидает театр и подал в столичный департамент культуры заявление об уходе.

С 16 июля 2011 года приказом департамента культуры Москвы Юрий Любимов был освобожден от должностей художественного руководителя и директора Театра на Таганке.

В марте 2012 года в Театре имени Вахтангова в Москве состоялась премьера спектакля Юрия Любимова „Бесы“. Затем режиссер поставил в Большом театре оперу Александра Бородина „Князь Игорь“, премьера прошла 8 июня 2013 года.

За свои постановки Юрий Любимов был удостоен множества высших наград и премий как российских, так и зарубежных. Он был лауреатом Государственной премии СССР (1952), Государственной премии России (1997), Международной театральной премии им. К.С. Станиславского за вклад в мировое театральное искусство (2003) и многих других.

Среди государственных наград режиссера — орден Трудового Красного Знамени (1977), орден Великой Отечественной войны II степени (1996), ордена „За заслуги перед Отечеством“ III (1997), II (2007) и IV (2013) степеней, медали.

Юрий Любимов был женат третьим браком на венгерской журналистке Каталин Кунц, у режиссера остались два сына — Никита и Петр.

 

Источник: mail.ru

Publish modules to the "offcanvas" position.

Copyright © 2008-2023. Кузбасский Информационный Портал - KuzInfo.ru

Официальные аккаунты КузИнфо.ру в соцсетях: Одноклассники, ВКонтакте, Яндекс ДзенRutube@ПульсRSS

Instagram и Facebook (Metа) запрещены в РФ за экстремизм.