«Минимизация затрат малого и среднего бизнеса по обеспечению на объектах требований пожарной безопасности», «Снятие избыточных административных барьеров на пути развития предпринимательской активности» – это лозунги по внедрению системы независимой оценки пожарного риска. А теперь подробнее.
Что мы знаем об аудите пожарной безопасности, насколько эффективно его можно применить в бизнес-сфере, в чем польза полезного аудита и каковы убытки от плохого аудита? Термин «аудит пожарной безопасности» возник из положений нового, революционного по сути и по применению, пожарного технического регламента (ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
Правовые основы существования нового направления в сфере независимой оценки пожарной безопасности были заложены в статье 144 Технического регламента «Формы оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности», где одной из форм оценки соответствия объектов защиты является независимая оценка пожарных рисков (аудит пожарной безопасности). Там же в статье 144 на равных перечисляются и такие формы оценки, как аккредитация, государственный пожарный надзор, декларирование пожарной безопасности, исследования (испытания), приемка и ввод в эксплуатацию, производственный контроль, экспертиза.
В развитии части 2 статьи 144 в настоящее время приняты Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2009 г. №304 «Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска» и приказ МЧС РФ от 25.11.2009 №660 «Об утверждении Порядка получения экспертной организацией добровольной аккредитации в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска».
Положительный аспект от введения аудита пожарной безопасности, прежде всего, в том, что разрешено оценивать объекты с точки зрения пожарной безопасности частным (негосударственным компаниям), имеется возможность спорить и даже отстаивать объекты в судах, защищать объекты от «закрытия» (приостановки). Небольшая практика работы по аудиту уже позволяет говорить о том, что он перспективен, а именно дает свободу действий (выбора) в деле обеспечения пожарной безопасности.
Согласно упомянутому выше Постановлению Правительства РФ № 304 независимая оценка пожарного риска включает следующее:
1. Анализ документов, характеризующих пожарную опасность объекта защиты.
2. Обследование объекта защиты для получения объективной информации о состоянии пожарной безопасности объекта защиты, выявления возможности возникновения и развития пожара и воздействия на людей и материальные ценности опасных факторов пожара, а также для определения наличия условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.
3. В случаях, установленных нормативными документами по пожарной безопасности, – проведение необходимых исследований, испытаний, расчетов и экспертиз, а в случаях, установленных Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», – расчетов по оценке пожарного риска.
4. Подготовка вывода о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности либо в случае их невыполнения разработка мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности. Результаты проведения независимой оценки пожарного риска оформляются в виде заключения о независимой оценке пожарного риска, направляемого (вручаемого) собственнику.
При информировании органов надзорной деятельности собственником объекта о наличии положительного заключения о независимой оценке пожарного риска планирование проведения плановой проверки на таком объекте надзорными органами не осуществляется.
Также следует понимать, что проведение пожарного аудита не является обязательным и что МЧС не навязывает эту процедуру предпринимательству, а лишь рекомендует ее, так как проведение независимой оценки пожарного риска может во многом помочь предпринимателю избежать возможных будущих затрат: как административных взысканий, так и убытков в результате пожара и других чрезвычайных ситуаций.
Список аккредитованных организаций, имеющих право осуществлять данное направление, есть на официальном сайте МЧС России.
ОНДПР г. Прокопьевска,
г. Киселевска и Прокопьевского района