Поначалу я не понял, чего же комментировать в этом плане? План как план, такие планы и я сочинял по требованию Бийского районо сорок лет тому назад, когда работал преподавателем физкультуры в Яснополянской средней школе. Точно такие же планы видел и двадцать лет назад, когда работал в Прокопьевском горсовете.
Однако же вопрос: если я не нахожу, что же в этом документе комментировать, следовательно, я не разрешил загадку, заданную мне неизвестным читателем газеты «Вита-плюс».
Работы русских православных мыслителей и в частности святителя Игнатия Брянчанинова отрыли мне глаза на эту загадку. Все дело в том, что спортивные мероприятия приравнены к духовно-нравственному воспитанию. Видимо, этот аспект плана имел в виду читатель. Такое вот своеобразное, не христианское понимание духа человеческого, свидетельствующее об отсутствии у составителей данного плана мероприятий различения души (психики) и духа (нравственной силы в человеке).
Смешно и даже кощунственно думать, что от возрастания умения пяткой врезать человеку в лоб, возрастает и его духовное здоровье?
В понимании православия нравственное здоровье человека есть производное от его любви ко всякому творению божьему, а к человеку так особенно. Духовное здоровье, как говорит православие, возрастает по мере видения собственного не достоинства. Спрашивается, способствуют ли этому запланированные мероприятия?
Вот что об этом говорит святой Иоанн Златоуст: «Пребывание на зрелищах порождает прелюбодеяние, невоздержность и всякое бесстыдство; от смотренья на конские ристалища заводят споры, брани, удары, обиды, вражды постоянные; любовь к игре часто бывает причиною злословия, убытка, гнева, брани и тысячи других, еще более тяжких, зол. Будем же избегать не только грехов, но и того, что, хоть кажется безразличным, однако мало помалу увлекает нас к этим грехам».
Это касается спорта. Спорт - спор амбиций, в котором телесное здоровье только растрачивается. Спорт – зрелище и направленно оно вне спортсмена. Спортсмен себе не принадлежит – он принадлежит толпе (болельщикам-фанатам) и тем, кто кормится от этого зрелища. «Сатана составляет зрелище, сам собирает зрителей, сам назначает состязание». (И.Златоуст)
Физическая культура, в отличие от спорта является личным достоянием человека, поскольку – это ничто иное, как его телесное здоровье. А тело, как известно, храм божий. Но не в любом храме пребывает Бог и это тоже нужно помнить.
Физическая культура способствует возрастанию телесного здоровья человека, и имеет отношение к душе (психики) человека, через это усиление, скажем так – энергетики души, подчиняет себе и дух.
Точно так же мы путаем культурные навыки человека с его культурой. Культурные навыки могут подчинить себе человека, сделать его рабом умения, специалистом, но не могут превратить его в культурного человека. В цирке дрессированные медведи на мотоциклах ездят, но от этого навыка не становятся человечнее. Разумеется, культурный человек обладает культурными навыками, но они не причина его культурности, а следствие. Эту существенную разницу, к сожалению, не понимают заведующие культурой, а уж тем более спорта. Между тем согласно православному учению это не различение и есть ничто иное, как незримое убиение (умаление) духа. Опустынивание души. Чем чаще будут проводится такие мероприятии как «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи», тем меньше в них будет духовности.
Несколько слов о том, как православие понимает ветхозаветное утверждение, что Бог сотворил человека по образу и подобию своему. Богословски - это означает троичность человека: тело, душа и дух. То есть человек, как и Бог, един в трех лицах. Всё иное творение божие не имеет в себе этой трехсоставности слитой в единое целое.
Душу и семя духа, как способность к нравственному росту, человек получает от родителей. К сожалению, понятие: родовая душа и родовой грех, понимается нами примитивно, как дурная наследственность. На самом деле связь между телом и душой является следствием подчиненности материи (тела) душе, а она в свою очередь соперничает с духом за обладание телом человека, его волей.
Дух в душе человеческой может возрастать по мере духовного развития и подчинять себе силы души (инстинкты) или же ниспадать и становиься подчиненным душевным влечениям (инстинкту). То есть дух подвижен по шкале добра и зла. Бывает что и «дух злобы» поселяется в душе человеческой. Душа через духовное совершенство своё вбирает в себя божественные энергии подобно тому, как капли утренней росы вбирают в себя солнечный свет и соединяются с ним невесомым и невидимым паром. Точно так же душа способна впитывать в себя и «темные энергии» падших духов.
В православной традиции дух человеческий иногда называют умом, иногда логосом, а душу – сердцем, подчеркивая тем самым особенное качество, которое важно в контексте конкретного рассуждения о человеке. Сердце по природе своей наследует инстинкты и в этом смысле оно родственно всему живому. То есть сердце (душу) имеют все животные, но не имеют зерна духа и потому неспособны к духовному возрастанию, но, впрочем, неспособны и к духовному падению. Нет в животных душах того, что способно возвышаться, или падать.
Совесть, как вы понимаете, – это совместная весть души и духа, слитых в одно целое, сознанию. Иначе сказать, это оценочное извещение души и духа, направленное к логической машине, (сознанию) оперирующей (описывающей мир) словами родной речи и отдающей исполнительные команды телу. Это извещение ощущается как болезнь совести. (Совесть грызет, совесть болит.) Сознание человеческое целиком подчинено душе человека и является её органом. Все помыслы человеческие как бы всплывают из этого органа в сознание и там, в сознании, об этом размышляется. В некоторых учениях способность души управлять сознанием называют странным словом – подсознанием. По-другому сказать: в том месте, где лежит сердце человека, на том месте сосредоточено его мышление (внимание). Чего человек хочет, о том он и размышляет.
Такая семантическая замена души - сердцем, а духа - умом происходит еще и оттого, что простые вещи нельзя описать, а все духовное по природе своей просто. Простое, как утверждал еще Платон неописуемое, а созерцательно. Вот пример: о красном цвете или о вкусе пищи, сколько не рассказывай, а тот, кто не видел красного цвета, или не вкусил данной пищи, все равно останутся в неведении о сути их.
Вторая причина наличия такого большого количества синонимов в описаниях человеческой сущности связана с тем, что эти описательные науки создавались в различных цивилизациях. Они разные в буддийской, иудейской, христианской, исламской и так далее, цивилизациях. Человек один, а терминология описания его различная. Установить соответствия термина, принадлежащего к буддийской, к примеру, цивилизации и цивилизации исламской – задача не из легких. Вот почему адепты разных учений порой не могут прийти к общему знаменателю – они не договорились о терминах.
Конечно, данный пример только отчасти показывает сложность логического описания мира, скрытого от нас повседневными заботами человека, но мира во многом определяющем само материальное бытие наше. Не стоит забывать о том, что дух народа творит для себя политические, социальные и культурные формы, в том числе и дух конкретного человека, через его душу творит судьбу, как адекватную самому себе форму бытия.
Гражданское общество не бывает без граждан, а гражданство не запись в паспорте, а состояние души человека. Её ни указом, ни законом изменить нельзя. Вера во всемогущество закона – грубейшая ошибка законодателей.
Точно так же и судьба, есть сумма произволений человека, которые, разумеется, определяются его духовным здоровьем, или наоборот – нездоровьем.
P.S. Передача родовой души от предков к потомкам не механическое действие наподобие эстафетной палочки, когда она передается в неизменном виде, но творческий акт, в который вовлечены все психические и духовные энергии супругов. Каждый раз заново и индивидуально создается новая душа из прежнего родительского материала. Православное понимание родового греха как раз заключается в качестве исходного материала пригодного для рождения новой души, новой индивидуальности и нового для этой души тела. В сочетании родовой наследственности, полученной новой душой, православие видит тягу, наклонность человека к чему-либо. Вместе с душой человеку передается и семя духа, то есть индивидуальная способность к духовному росту.
Как уже было сказано, душа и дух в человеке противостоят, и только в своем падении дух человеческий всецело подчиняется душе (инстинкту), сливаясь и умирая в ней. Напротив, в своем возвышении дух всецело подчиняет себе душу (инстинкты). В своем пределе такая возвышенная духом душа человеческая силой своей преображает и тело. Явление Христа на пятидесятый день своим ученикам показывает как раз преображенную телесную природу человека.
газета «Вита+»
Михаил Анохин,
член Союза писателей РФ