С момента публикации предыдущего Восьмого рейтинга 10 марта 2011 года своих постов лишились главы 2 регионов с оценкой "2" - Вячеслав Дудка (Тульская область) и Дмитрий Зеленин (Тверская область), а также губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко (оценка "3"). Полномочия одного губернатора с оценкой "3" - Александра Хорошавина (Сахалинская область) - были продлены.
Наибольшую консолидированность эксперты проявили при оценке кадровых перспектив новоназначенных губернаторов (С.Собянин, Г.Полтавченко, В.Илюхин, В.Груздев), а также Р.Кадырова, И.Михальчука, Л.Полежаева. Самыми разноречивыми оказались оценки деятельности Б.Громова, Д.Дмитриенко, Н.Комаровой, А.Нелидова, В.Сердюкова, А.Тхакушинова.
Прогноз кадровой политики в отношении губернаторов делается в условиях ожиданий новой волны ротации губернаторского корпуса. Подтверждением этого является радикальное увеличение числа негативных оценок (количество "двоечников" выросло с 5 до 11) и сокращение общего числа "хорошистов" и "отличников" с 52 до 47.
Основаниями для таких прогнозов являются:
1. Приближение окончания срока полномочий у большой группы глав регионов. В 2012 году истекает срок полномочий у 18 глав субъектов.
2. Необходимость реагировать на общее снижение уровня доверия населения к многим губернаторам. Речь идет как о "старожилах", не способных преодолеть усталость от власти, так и о многих новых назначенцах, не сумевших наработать необходимый авторитет у населения и местных элит. Можно ожидать, что им будут противопоставляться главы регионов, оказавшиеся способными за короткий срок создать вокруг себя значительные общественные ожидания и способные эффективно воспользоваться запросом на перемены - и потенциально способные перенести такие ожидания на "Единую Россию" - С.Собянин, М.Юревич, Ю.Евкуров, В.Гайзер.
3. Фактор думских и президентских выборов, по итогам которых традиционно велики ожидания замены губернаторов, не сумевших выйти на "плановые" показатели. Значимость этого критерия пока до конца неясна. Безусловно, электоральная управляемость входит в число "реальных" критериев оценки эффективности работы глав регионов. Однако, вопреки распространенному стереотипу, случаи отставок губернаторов по причине низких результатов "Единой России" до сих пор были крайне редки.
4. Возможное появление в 2012 году целой категории высвободившихся из федеральных структур чиновников, многие из которых могут быть заинтересованы в продолжении карьеры на посту глав регионов. Не исключен и обратный процесс с переходом части глав регионов на федеральный уровень. Иллюстрацией этого может служить появление целой группы губернаторов в составе "расширенного правительства".
5. Стремление бизнес-групп снизить политические риски на период "пересменки" весны 2012 года - в том числе через стремление создать плацдармы стабильности в регионах через продвижение собственных кандидатов в губернаторы.
6. Обострение лоббистской конкуренции за финансовые потоки в случае реализации заявленных Дмитрием Медведевым в Хабаровске 11 ноября инициатив по децентрализации и перераспределению средств в пользу региональных и муниципальных бюджетов.
7. Повышение активности силовых структур по оказанию давления как на действующих (возбуждение уголовных дел, аресты высокопоставленных работников администрации), так и на бывших глав регионов (Вячеслав Дудка, Александр Тишанин).
В то же время на прогноз кадровой политики оказывает серьезное воздействие неопределенность, существующая вокруг многих аспектов политической жизни после президентских выборов. В их числе - распределение полномочий в "тандеме", состав и повестка дня будущего кабинета министров, способность преодолеть снижение рейтингов власти на всех уровнях, реальная значимость для федеральной власти обеспечения "плановых" цифр на парламентских и президентских выборах.
Другой вопрос, возникающий по итогам рокировки в тандеме, касается сохранения приоритетности для федеральной власти смены поколений внутри губернаторского корпуса. Для Д.Медведева замена губернаторов и появление во главе "новых лиц" были политически и психологически значимым моментом. Каких-либо четких сигналов относительно судьбы курса на ротацию глав регионов пока не прозвучало. По-прежнему острой будет оставаться тема качества будущих "назначенцев". Негативный опыт смены власти в отдельных регионах может стать серьезным аргументом против неподготовленных замен.
При отборе критериев качеств "идеального" губернатора предстоит выбор оптимальной модели выстраивания отношений с местными элитами. На сегодняшний день здесь сосуществуют три подхода - способность при федеральной поддержке перевести элиты под собственный контроль (С.Собянин), умение найти компромисс с существующими элитами (Д.Кобылкин, Е.Борисов, Л.Кузнецов) или ориентация на длительное затяжное противостояние им (А.Бровко, А.Нелидов).